Отвлечемся на минуту от захватывающего мира американской публичной (во всех смыслах) политики. Пока весь мир обсуждает достоинства и недостатки любимой девушки губернатора Нью-Йорка, в Новосибирске началась война производителей бутилированной воды.
Суть в том, что местный монополист — компания «Чистая вода» — оплатил ряд сюжетов и публикаций, направленных против своего не очень крупного конкурента — компании «Росинка». Казалось бы, обычная история, но топорность, с которой это было сделано, вызвала возмущениеблоггеров и журналистов, начавших склонять монополиста почем зря, обвиняя его в грязной игре.
Оставив в стороне рассуждения о неловкой работе пиарщиков «Чистой воды», посмотрим на ситуацию глазами журналистов, работающих в СМИ, которые опубликовали откровенно заказные материалы.
Одна журналистка жалуется в комментариях, что «когда тебя редактор зовет и говорит „Поедешь вот на эту заказуху“, никуда же не денешься». То есть, люди всерьез считают себя обслуживающим слоем, не способным отказаться выполнять стыдную работу. С одной стороны, они высказывают в своих уютных блогах крамольные суждения и сетуют на давление редакции и собственников СМИ, с другой — не делают ничего, чтобы изменить status quo.
Люди бояться сказать «Нет» своим работодателем, хотя дефицита рабочих мест на рынке не наблюдается. Не согласен с линией партией — устройся на работу в другое место. Но нет же, прикипели жопой к теплому месту, теперь никогда его не покинете. Впрочем, мы знаем один пример новосибирского телеведущего, бросившего работу на телекомпании из-за несогласия с руководством. Хотя, там речь шла, кажется, не о политических разногласиях, а о запрете выпивать на рабочем месте.
В условиях тотального страха потерять насиженное место, журналистам уже не нужно ждать давления сверху, они готовы прогнуться по собственной инициативе, без команды. Как справедливо отметил на семинаре Клуба региональной журналистики главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, в стране нет цензуры, зато самоцензуры полно.